Развитие мобильных платежей

Компания MasterCard объявила о широкомасштабном внедрении мобильных платежей в России. MasterCard выпустила в оборот виртуальные карты, которые позволяют, не открывая счета в банке, осуществлять платежи со счета сотового оператора. MasterCard считает, что сейчас Россия является наиболее привлекательным рынком для развития технологий мобильных и электронных платежей.

По данным статистики, в 2011 году 52 процента россиян имеют банковские счета и 40 процентов используют пластиковые карты. За первые шесть месяцев 2012 года количество банковских карт в обращении у российских граждан достигло уровня 220,2 миллионов штук. При этом уровень покрытия мобильной связи равен 154 процента, что немного выше, чем в США.

По данным экспертов, доля безналичной оплаты товаров и услуг в России равна 15 процентов от всех транзакций, а объем карточных платежей в ежедневных расчетах граждан примерно в десять раз ниже, чем в США. Это означает, что финансовая система России развивается по модели наличных платежей. Большинство банковских карт используется для снятия наличных денег в банкоматах. Поэтому основным стимулом для развития мобильной коммерции в России является неэффективность традиционного банкинга. В отличие от западных стран, россияне не привыкли жить в долг. Они тратят то, что заработали, а получая зарплату, предпочитают быстро снять всю сумму в банкоматах.

В России уровень развития технологий, платежеспособность населения, потребность в удобных и безопасных платежах создает высокий потенциал для рынка мобильных платежей. В развитых странах, где традиционный банкинг эффективно функционирует и люди не боятся использовать банковскую карту, мобильным платежам намного сложнее демонстрировать свои преимущества.

Платежная система MasterCard считает, что Россия в сфере мобильной коммерции имеет большие потенциалы. Россияне имеют деньги, хорошо образованы, любят инновации и технические новинки и регулярно меняют свои телефоны на более новые модели. Россия занимает первое место в Европе по числу интернет-пользователей, из которых 94 процента сделали хотя бы одну покупку по сети. Объем наличной денежной массы в России составляет примерно 12 процентов ВВП, в развитых странах этот показатель почти в два раза меньше.

MasterCard полагает, что совокупность этих факторов делает развитие мобильной коммерции в России максимально благоприятной. При этом постепенно снижаются законодательные ограничения. Законодательные положения о национальной платежной системе легализировали рынок мобильной коммерции, закрепив статус электронных денег и существенно упростив работу его игроков. Развитие рынка будет зависеть от управленческой и финансовой зрелости игроков, их способности вкладывать средства в развитие новых технологий, а также готовности к взаимодействию и интеграции.