Оригинальные банковские карты: от проездного до встроенного дисплея

Использование “электронных” денег уже давным-давно вошло в привычку многих наших сограждан. Развитие рынка банковских карт в нашей стране было крайне стремительным. Если, например, говорить о картах такой платежной системы, как Visa (они появились на отечественном рынке раньше других), то около 20 лет назад их насчитывалось всего 30 тысяч штук. Однако уже в 2006 году их число превысило 35 миллионов, а еще спустя 4 года достигло 80 миллионов. На сегодняшний день объем рынка только лишь кредитных пластиковых карточек составляет около 600 миллионов рублей. Но, несмотря на это, в России до сих пор остается значительный потенциал роста, в то время как за рубежом “карточные” рынки уже давно перенасыщены.

Ввиду постоянно усиливающейся конкуренции российские банковские организации пытаются все активнее выделять свои продукты, дополняя привычное для многих платежное средство различными опциями и новыми функциональными возможностями. Как правило, они включают начисление бонусов для оплаты мобильной связи, оплаты авиабилетов, бензина на автозаправочных станциях, а также предоставление скидок в тех супермаркетах, с которыми банки в свое время заключили партнерские соглашения.

Помимо этого, все большее число кредитных организаций начинают предлагать “пластики” с функцией cash-back, смысл которой заключается в возврате части потраченной суммы обратно на клиентский счет (обычно 1%). Из банковских карт с дополнительным функционалом следует выделить такие карты, которые сочетают в себе функции и платежного инструмента, и проездного билета на общественном транспорте, как правило, метро. В такой “пластик” встроен специальный чип, который позволяет преодолевать метрополитеновский турникет при контакте со считывающим механизмом. Стоимость поездок в таком случае списывается со счета клиента в конце каждого месяца.

Так или иначе, подобные предложения в своем большинстве перестали считаться новинками, и сегодня они используются довольно-таки широко, особенно жителями крупных городов. Поэтому банкирам приходится проявлять все более недюжинную фантазию, чтобы поспевать за стремительно растущим рынком и не упускать при этом клиентов, чья требовательность увеличивается практически пропорционально количеству новшеств. И стоит сказать, что пока это им удается.

Так, огромная масса необычных пластиковых карт появляется благодаря использованию новейших технологий, которые являются неотъемлемой частью развития мирового рынка платежных инструментов. К примеру, известная компания NagralD в сотрудничестве со Standart Chartered Bank и MasterCard разработала такие платежные карточки, на которых, кроме знакомых всем чипа и магнитной полосы, размещаются также небольшая сенсорная клавиатура с 12 кнопками и миниатюрный жидкокристаллический дисплей. С их помощью реализуется механизм одноразовых паролей, требуемых для оплаты покупок пластиковой карточкой без использования сотового телефона.

Подобная разработка была призвана обеспечить повышение безопасности и удобства использования карт. В нашей стране такое нововведение своим клиентам предлагает банк “Авангард”. Как утверждают банкиры, карты Visa Platinum и MasterCard Platinum с дисплеем имеют встроенный генератор одноразовых паролей, которые используются для подтверждения операций в онлайн-магазинах, применяющих технологии Verified by Visa и MasterCard Secure Code. В будущем создатели таких карт планируют серьезно расширить их функциональность, добавив для этого возможность просмотра баланса по счету, последних транзакций, бонусных баллов и прочей дополнительной информации на мини-дисплее.

Нельзя не упомянуть и еще об одном нововведении на отечественном рынке пластиковых карт – банковских картах с технологией бесконтактных платежей (MasterCard PayPass и Visa Paywave), при помощи которых оплату покупок можно произвести практически мгновенно, что называется, одним движением руки. Данные карты оснащены специальной антенной, которая позволяет передавать информацию о платеже на бесконтактный платежный терминал по радиоканалу. Оплачивая покупки в торговых точках, снабженных подобными терминалами, клиентам не требуется отдавать свою карточку в руки кассирам. По сути, они осуществляют оплату самостоятельно, в одно касание.

К слову, в таких странах, как Австралия, Гонконг, Китай, США, оплата расходов пластиковыми карточками с технологией бесконтактных платежей – вполне обычное явление. Они используются в супермаркетах, магазинах, заправках, ресторанах и т.п. В России же такое платежное средство только-только начинает появляться, не велико и число банковских организаций, что предлагают его своим клиентам. Например, карты Visa Paywave “ворвались” на российский рынок лишь осенью 2011 года. Первое банковское учреждение, пустившее их в оборот, – “Альфа-банк”. Вторым игроком рынка стал банк “Возрождение”, объявивший об эмиссии Visa Paywave в июле минувшего года. Что касается карт MasterCard PayPass, то их сегодня можно оформить в “Райффайзенбанке”, “Ситибанке”, “Альфа-банке”, а также банках “Русский Стандарт” и “Петрокоммерц”.

Но создание дополнительно функционала – не единственный способ привлечения внимания к “карточным” продуктам. Так, все больше банков предлагают своим клиентам самостоятельно разрабатывать внешний вид “пластика”. У тех граждан, кто не желает довольствоваться логотипом банка и шаблонными рисунками на своей карте, давно уже имеется возможность любоваться фотографиями знаменитостей, экзотическими пейзажами, животными или даже собственным фото. Так, совсем недавно “Промсвязьбанк” выпустил пластиковые карточки по мотивам безумно популярной игры Angry Birds, которые, к слову, заняли почетную вторую строчку в рейтинге лучших банковских проектов минувшего 2012 года.