Кредитомания – болезнь, которой страдают некоторые заемщики

Система российского банковского кредитования в последние годы развивается стремительно – с каждым годом гражданам предлагается все больше разнообразных кредитных продуктов. Даже в самых отдаленных от федерального центра небольших провинциальных городах и поселках открыты представительства различных государственных и коммерческих банков. Кроме того, кредитные предложения поступают клиентам от многих торговых учреждений.

Поскольку кредитование является одним из важнейших источников дохода для банкиров, они постоянно прибегают к различным рекламным трюкам и уловкам для привлечения все большего количества клиентов. Особо активно продвигаются банками различные виды потребительского кредитования: граждан буквально забросали предложениями о «максимально выгодных и эффективных» продуктах.

Но часто случается, что «сладкие» рекламные посулы в реальности оборачиваются для заемщиков серьезными финансовыми проблемами. Кредиты чаще всего вынуждают граждан существенно переплачивать за товар, без которого они могли и обойтись. Некоторые заемщики впадают в настоящую зависимость от кредитов: берут новые займы, еще не погасив старые, постепенно загоняя себя в долговую яму, из которой совсем непросто выбраться. В эту группу риска чаще всего попадают люди, не умеющие рассчитывать собственные возможности, те, чей образ жизни никак нельзя определить, как стабильный.

Если бы каждый заемщик при оформлении кредита руководствовался здравым смыслом и хотя бы элементарными экономическими расчетами, то в банках не было такого огромного, как сегодня, количества невозвратов и просрочек по кредитным продуктам. В число злостных неплательщиков попадают те граждане, которых прельщают всевозможные потребительские блага и которых не удовлетворяет низкий уровень их доходов. Природа этого неуемного «потребительского экстаза» уходит корнями в дефицитное советское прошлое, которое, к тому же, развило во многих наших соотечественниках тягу к разного рода «халяве». Именно эту черту российских граждан используют в своих рекламных призывах банки, суля различные «беспроцентные» продукты, кредиты «без первоначального взноса» и прочие «выгодные» предложения. При этом банкиры «деликатно» замалчивают другие условия – большие комиссии, страховки, штрафы и пени в случае просрочек и т.д. А итог для людей, «подсевших на кредитную иглу», весьма печален: многочисленные выплаты и погашения приводят к тому, что на жизнь (питание, «коммуналку» и т.п.) средств совершенно не остается, в семьях начинаются раздоры, доходящие до разводов и т.д.

А ведь таких удручающих последствий можно было бы избежать, всего лишь внимательно изучив условия кредитного договора и приняв взвешенное решение.

Что нужно знать, чтобы не стать кредитоманом? Прежде всего помнить о том, что банки – это не благотворительные организации. Думать о том, что они готовы работать лишь на благо клиента, в убыток себе – весьма и весьма наивно. Предложения о беспроцентном займе или отсутствии первоначального взноса гарантированно обернутся различными скрытыми комиссиями и завышенными ставками.

Прежде чем покупать в кредит какую-либо дорогостоящую вещь, нужно тщательно взвесить свои возможности, посоветоваться с семьей, а еще лучше – с людьми, хорошо разбирающимися в финансовых и кредитных вопросах (таковые могут найтись из числа сослуживцев – например, экономисты и бухгалтеры вашего предприятия). Возможно, в итоге этих размышлений и бесед вы придете к выводу, что не так уж и нуждаетесь в данной покупке. А еще никогда не следует забывать простую житейскую формулу о том, что, «берешь деньги в долг на время и чужие, а отдавать придется свои и навсегда».