Кредитные карты – для клиентов или для банков?

С каждым днем кредитные карты все более прочно входят в нашу жизнь. И сегодня уже трудно поверить, что еще каких-то пару лет назад мы о них и вовсе не знали. Отечественный рынок кредитования растет просто громадными темпами, а специалисты утверждают, что в самом ближайшем будущем россияне по количеству кредитных карт на душу населения догонят и европейцев, и американцев, прослывших самыми известными в мире “должниками”.

Что уж говорить, за последние два десятилетия жизнь в нашей стране достаточно резко изменилась – мы практически во всем пытаемся не отставать от ведущих мировых держав. И все последние достижения, которыми пользуются люди на Западе, не чужды и нам. Одним из таких вот достижений и является кредитная карта, которая призвана значительно облегчить наши ежедневные заботы. Имея в кармане кредитку, нам уже не приходится задумываться над тем, сколько денег в нашем кошельке и протянем ли мы до ближайшей зарплаты.

Теперь нам даже не приходится копить на крупные покупки и отдых, ведь главное, чтобы хватило кредитной линии, а расплатиться по долгам с кредитной организации – дело второе. “Об этом я буду думать завтра” – этот известный жизненный принцип как нельзя лучше применим к данной ситуации. Лишь бы он не подвел, ведь, как известно, долги склонны к росту, в особенности тогда, когда по ним не расплачиваются вовремя. А ведь кредиторы прощать долгов не будут.

Собственно, на то они и банки, чтобы зарабатывать на своих клиентах. В этом и состоит суть их бизнеса. Они помогают нам, предоставляя во временное пользование свои деньги, а мы помогаем им, выражая свою потребность в заемных средствах. Так вот, чтобы при использовании кредитных карточек не возникало никаких неприятных сюрпризов, нам при вступлении в деловые отношения с банковскими организациями следует вести себя так, как подобает любому бизнес-партнеру. И все, что для этого нужно – крайне внимательно изучать договор банковского обслуживания перед тем, как его подписывать. Никогда не бойтесь задавать лишние вопросы, Вы должны четко понимать то, о чем говорится в каждом пункте договора. И только тогда Вы сможете подобрать наиболее приемлемый для себя вариант, выбрав банк, где не придется переплачивать за лишние проценты и комиссии. Благо сегодня на банковском рынке в нашей стране достаточно серьезная конкуренция, а поэтому и предложений имеется огромное множество.

Конечно, у кредитных карт имеется куча преимуществ. Они не занимают много места, удобны в использовании, кроме того, с их помощью можно в любой момент времени использовать деньги на непредвиденные расходы. С ними удобно путешествовать за рубежом, ведь конвертация в нужную валюту происходит автоматически прямо в момент оплаты услуги или покупки. Да и в том случае, если Вы потеряете свою кредитку, единственной неприятностью станут технические хлопоты. Потеря всех сбережений в таком случае Вам не грозит.

Сегодня многие банковские учреждения по своим карточным продуктам предоставляют опцию “льготного периода”, т.е. такого промежутка времени, в течение которого проценты за пользование деньгами банка не начисляются (обычно он составляет 50-55 дней). Еще одна популярная банковская услуга – “кэшбэк”. Ее суть заключается в зачислении определенного процента от потраченных денег обратно на счет клиента. Помимо всего прочего, банки занимаются активным развитием различных бонусных и партнерских программ для владельцев кредитных карт. С одной стороны, они достаточно выгодны держателям, с другой – снижают риски кредитных организаций по невозврату займов.

Особой популярностью среди клиентов пользуются кобрендинговые карты: по договору сотрудничества с банковским учреждением различные торговые сети и отдельные организации предоставляют дополнительные скидки при расчете за услуги и товары кредиткой, эмитированной именно данным банком. С каждым днем все больше и больше растет диапазон тех услуг, за которые можно расплатиться кредиткой, в т.ч. и повседневных – мобильная связь, коммунальные платежи и т.п. Постоянно увеличивается количество банкоматных устройств, при помощи которых можно погашать кредиты, даже не посещая отделение банка. И это мы еще не упомянули о системах интернет-банкинга, которые позволяют совершать самые различные операции с картами прямо из дома.

В общем, преимуществ огромное множество. Но если бы все было так просто. Основная цель каждого банка – заработок, а поэтому банкиры и начинают выдумывать самые различные “подвохи”. А главная банковская хитрость – это скрытые пени и комиссии, которые, как правило, ускальзывают из вида несведущих клиентов. Хотите Вы этого или нет, но избежать их Вам в любом случае не удастся. Абсолютно в каждом банке Вас попросят заплатить за выпуск карты и обязательно возьмут дополнительную плату за обналичивание средств. Пропуск ежемесячного платежа грозит немаленькими штрафами – от 300 рублей за первую просрочку с постепенным увеличением суммы в последующие. Комиссия за годовое обслуживание карты – 500-800 рублей, услуга SMS-уведомлений – от 250 до 1 000 рублей в год. Забыли свой PIN-код? Ничего страшного! Всего 50 рублей – и Вам предоставят новый. Потеряли карту и теперь просите ее заблокировать? 2 000 – 3 000 рублей – и никаких проблем!

О чем же все это говорит? Неужели вообще не стоит связываться с кредитными картами? Пожалуй, столь кардинально думать не стоит. Ведь все вышеперечисленные преимущества являются ярким подтверждением того, что кредитками пользоваться не только удобно, но и буквально необходимо. Просто будьте бдительны, не ленитесь собирать дополнительную информацию и принимайте решение только после того, как тщательно изучите все возникшие в ходе подписания договора вопросы. Помните, что избежать финансовых ловушек можно, нужно только о них знать.